Проповедь в нáвечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Проповедь в нáвечерие Богоявления Крещенский сочельник)

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы собрались сегодня, дорогие братья и сестры, в этом святом храме в канун великого праздника Крещения Господня. Этот праздник называется еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с Небес о Сыне, Сын крестился от святого Пророка и Предтечи Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую человеческим разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, в Крещенский сочельник, и в самый день праздника Крещения после Божественной Литургии бывает великое освящение воды, которое совершается лишь в эти два дня в году. Потому богоявленская, или крещенская вода, как называли ее на Руси и называют сейчас, носит особое название – агиасма. Она является великой святыней, исцеляющей душу и тело. Агиасма сохраняется в домах верующих без повреждения, без каких-либо изменений долгие годы. Ею верующие окропляют с молитвой свои жилища и вещи. Богоявленскую, или крещенскую воду дают пить больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Однако богоявленская, или крещенская вода ни в коей мере не может заменить Святое Причастие.

С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет, и в Иисусе Христе «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4: 16).

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Поэтому нам с вами сегодня очень удобно вспомнить о Таинстве Крещения.

Каждый из нас через купель Крещения стал членом Церкви Христовой. Троекратно, во имя Святой Троицы, погружаясь в воду, мы умираем для мира, для греха, отлагаем ветхого человека, а, выходя из воды, рождаемся для новой, духовной жизни, для жизни во Христе Иисусе, Господе нашем. В Таинстве Крещения человек таинственно рождается в жизнь духовную, а в Таинстве Миропомазания получает Божественную благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую.

В Таинстве Крещения человек совершенно изменяется. Благодатью Божией в человеке происходит изменение всего его существа. Из сердца человека изгоняется нечистый и лукавый дух, гнездящийся в сердце, и вселяется Всесвятой Божественный Дух. «И ты при Крещении, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – получил благодать Божию и стал причастником Духа, если не столько, чтобы творить чудеса, но сколько нужно иметь для правильной, богоугодной жизни».

Как видим, в Таинстве Крещения мы получили все возможности для богоугодной жизни. Мы получили возможность стать наследниками Царства Небесного, ибо, «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5).

Но сохранили ли мы чистыми те белые одежды, в которые нас одели сразу после совершения Таинства и которые символизируют чистоту нашей души, нашей жизни?

Очевидно, не все сохранили чистоту своей души. Грехи загрязняют наши белые одежды. Мы боремся с грехом, но не всегда выходим победителями. И не потому, что грех так силен, а потому, что мы малодушны и беспечны и вместо плодов духовных приносим плоды смерти, «они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. …Поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 19-23).

Однако, как свидетельствуют святые отцы, никто из верных не прожил без искушений, никто не может войти в Царство Небесное без искушений. Нам не надо бояться, но надо иметь решимость бороться с грехом, мужественно вступать в этот бой, и Дух Святой укрепит нас и даст силы победить все искушения. И тогда мы достигнем цели нашей жизни – станем друзьями и детьми Божиими и богами по благодати. Аминь.

Комментирование запрещено