Проповедь в день Вознесения Господня

Проповедь в день Вознесения Господня

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю всех с великим праздником Вознесения Господня!

Прошло 40 дней от Воскресения Христова, в течение которых ученики Его переживали духовную радость от встреч и бесед с Воскресшим Учителем. В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь, явившись собравшимся апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного «другого УтешителяДуха истины» (Ин. 14: 16, 17), вывел их из Иерусалима на гору Елеонскую, по пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. На вершине горы Елеон Христос Спаситель, разъясняя апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). «И, подняв руки Свои, благословил их» (Лк. 24: 50). После чего апостолы видят, как Господь начинает подниматься от земли, светлое облако скрывает Его от их взоров…

Через Вознесение Господа падшее человечество возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на Небе. Христос, Воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное и одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы сидения одесную Отца (см.: Кол. 3: 1).

Вознесшись на Небо, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием, стал еще ближе к человеку, ко всем верующим в Него. Ныне Он находится на земле не только вездесущим Своим Божеством, но и в великом Таинстве Евхаристии, в Теле и Крови Своей, Которых приобщаются верные.

Вознесение Иисуса Христа на Небо открывает для всех верующих в Него путь на Небо, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества.

Теперь «нашежительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3: 20), поэтому «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 2). Мы должны постоянно возносить свои мысли, сердца и взоры к Вознесшемуся на Небо в надежде достигнуть Неба – нашего настоящего вечного жилища, уготованного христианам от сложения мира (см.: Мф. 25: 34).

Великий апостол Павел призывает нас помышлять о горнем, а не о земном, о вечном, а не о временном, о Божественном, а не о человеческом.

Невежественные, неосновательные люди, не знающие Бога, не знающие духовной жизни, а потому не умеющие отличить истинное благо от мнимого, всю свою жизнь, все свои духовные и физические силы полагают на то, чтобы покомфортнее устроиться в этой жизни, все свои силы тратят на погоню за земным счастьем. Что же они имеют?

Если мы внимательно рассмотрим свою жизнь, то увидим, что ничего нет в ней постоянного, стабильного, неизменного. Вещи, которыми люди наслаждаются, скоро портятся, ломаются, изнашиваются, приходят в негодность. Здоровье, которое бывает сначала у человека с избытком, теряется, и никакими деньгами нельзя остановить разрушение плоти. Если у человека есть какое-то богатство, то счастье обладания им отравляется боязнью похищения его лихими людьми. Если человек ищет удовольствий в обществе других людей, то и здесь – призрак. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145: 3), потому что «всякий человек ложь» (Пс. 115: 2). Кругом зависть, подлость, предательство…

Что же остается?

Премудрый Соломон, имевший все мыслимые на земле удовольствия, имевший власть, почет, богатство, в конце концов, указывая на призрачность достижения прочного счастья, сказал: «Все – суета и томление духа» (Еккл. 1: 14).

И что же? Нет счастья в жизни?

Есть, но не там его надо искать.

«О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 2). Истинное блаженство – в Боге и с Богом. Люди, живущие духовной жизнью, знают это, потому мало ценят земное, скоропреходящее, но всем своим существом стремятся к Богу, к нетленным, неизреченным благам жизни будущей, жизни вечной. Христиане мыслями, словами и поступками стремятся угодить Богу, стараясь исполнять Его святые заповеди.

Однако, живя на земле и имея плоть, мы нуждаемся и в средствах для земной жизни. Господь знает о наших нуждах. «Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?»  или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31-33).

«Человеколюбивый Владыка наш, когда увидит, что мы не заботимся о настоящих благах, их дарует нам с щедростью и наслаждение благами будущими предуготовляет… Тому же, кто привязан к настоящему, невозможно питать любовь к неизреченным благам будущим, у него пристрастие к настоящему омрачает разум, точно так, как какая-нибудь нечистота залепляет телесные глаза и не позволяет видеть, что нужно» (святитель Иоанн Златоуст).

«Отрезвись сколь-нибудь, человек, приди сам в себя и как разумный познай, что для тебя пришел с Неба Всевышний Бог, чтоб с земли вознести тебя на Небо» (преподобный Ефрем Сирин).

Итак, будем благоразумны, будем помышлять о горнем, а не о земном.

Господи, помоги нам! Аминь.

Комментирование запрещено