Проповедь в Троицкую родительскую субботу

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Проповедь в Троицкую родительскую субботу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, когда Святая Церковь собрала нас под своды этого храма Божия, чтобы совершить особые молитвы за души всех усопших, ради нашего назидания и утешения необходимо сказать о пользе душам усопших от этих молитв, от добрых дел, творимых в их память, и особенно – о пользе великой Бескровной Жертвы, которая совершается в храмах.

С древнейших времен народ Божий молился за усопших. На это нет строгой заповеди, но молитва за усопших хранится как благочестивое предание и обычай, в веках поддерживаемый свободным послушаем веры и духовным опытом.

Еще сын Сирахов говорил о необходимости принесения жертвы к алтарю, о молитве за усопших, о подаянии милостыни в память их: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир. 7: 36).

Из Священного Писания мы знаем, что Иуда Маккавей за грех каждого павшего в сражении воина принес очистительную жертву Господу, всегда готовому к помилованию, и тем явил свое великое благочестие и любовь к ближним (см.: 2 Макк. 12: 43-45).

С момента создания на земле Церкви Христовой молитва за усопших прочно вошла в христианское богослужение.

Господу особенно приятно, когда каждый христианин старается помогать ближнему. Милосердый Господь того и хочет, чтобы каждый из нас благотворил другому и в жизни, и по смерти. Иначе Господь не дал бы нам возможность совершать молитвы за усопших. Молитва такая испрашивает у Божественной благости оставления прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении умерших в страну живых, в место, где нет скорби, печали и воздыхания, чтобы Божественное могущество по благости Своей презрело нечистоты, обретшиеся в усопших по немощи человеческой, потому что нет совершенно безгрешных людей.

Преподобный Паисий Святогорец так говорит о необходимости молитв за усопших:

«Они [недавно усопшие] приходят в чувство и просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить свое положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.

Помысл говорит мне, что только десять процентов осужденных усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны. Эти души не только не просят помощи, но и не приемлют ее. Да и зачем им помощь? Что может сделать для них Бог? Представьте, что ребенок уходит из дома своего отца, растрачивает все его имущество и вдобавок ко всему еще и поносит отца последними словами. Чем тогда может помочь ему отец?

Однако другие осужденные в аду – те, у кого есть немного любочестия, ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи. Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То есть сейчас Бог дает этим осужденным людям благоприятную возможность получать помощь до тех пор, пока не наступит Второе Пришествие.

Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы – это последняя возможность получить помощь, которую дает усопшим Бог до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет.

Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?» Однако, молясь за усопших, мы даем Богу «право» на вмешательство.

Надо сказать и о том, что в бóльшее «умиление» Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых…

Если человек много и упорно грешил, то нам надо за него много молиться, подавать его имя на поминовение за Божественными Литургиями, записывать его на сорокоусты и давать беднякам милостыню о спасении его души для того, чтобы, услышав молитву бедняков: «Да будет благословен его прах», Бог приклонился на милость и помиловал этого человека.

А вот если у человека была доброта, пусть он и не жил хорошо, то и от малой молитвы он получает большую пользу. Это происходит потому, что он имел доброе расположение».

Так необходимо нам молиться за усопших с верой и надеждой на милосердие Божие.

Человек создан для бессмертия. Своим Воскресением Господь и Спаситель наш Иисус Христос открыл врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Наша земная жизнь – подготовка к будущей, и смертью нашей заканчивается эта подготовка.

Помня это, нам нельзя жить беспечно, но надо стараться чистой верой и праведной жизнью укреплять в себе надежду, что и после нашей кончины за наши души будут совершаться молитвы, которые помогут нашим душам войти в вечный покой и блаженство с Богом. Аминь.

Комментирование запрещено