Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Христос Воскресе!

Каждый человек, совершая свое земное странствование, идет путем узким и тернистым, исполненным разнообразных скорбей и лишений. И для человека, не знающего Бога, руководящегося только своим поврежденным грехом разумом, этот путь есть путь отчаяния, путь бесцельный и бессмысленный, а значит путь заблуждения, ведущий в погибель. Для человека же, знающего, что Христос пришел на землю, жил среди людей, словом и чудесными делами свидетельствовал о спасении людей от греха и смерти, знающего, что Христос Воскрес, этот жизненный путь становится путем истины, святым путем, ведущим к Богу.

В Своей земной жизни Господь Иисус Христос совершил множество замечательных чудес, но если бы писать об этом подробно, как говорит апостол Иоанн Богослов, то «и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). И невозможно человеческому разуму осмыслить и понять все чудеса Христовы. «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того» (Пс. 91: 6-7).

«Велик Бог наш, и творит Он чудеса; и нет конца рассказу о чудесах Его. Нет очей, что увидели бы все чудеса Его; нет языка, который перечислил бы их; нет ума, который уразумел бы их. Смотрели очи, смотрели – и уснули сном смертным. Перечислял язык, перечислял – и онемел. Углублялся ум, углублялся – и поблек. Кто может познать чудеса, не познав сперва Чудотворца? А кто, увидев Чудотворца, останется жив?» (святитель Николай Сербский).

Но мы со смирением, радостью и благоговением все-таки попытаемся прикоснуться к великой тайне великих чудес Божиих, с благодарностью следуя за богомудрыми отцами Церкви. Святая Церковь открывает нам то, что жизненно необходимо знать нам, что полезно для нашего духовного устроения и безопасно для нашего рассудка.

Церковь вспоминает сегодня, в Неделю шестую после Светлого Христова Воскресения, исцеление Господом слепорожденного (см.: Ин. 9: 1-38).

Однажды Господь увидел слепого от рождения человека, просившего милостыню. Господь сжалился над ним и даровал ему зрение, помазав глаза брением и велев умыться в купели Силоам. Слепец пошел, умылся в купели и вернулся зрячим, что привело всех свидетелей произошедшего в немалое удивление.

«»Если кто-нибудь спросит: как он прозрел, умывшись? – то не услышит от нас ничего иного, кроме того, что мы не знаем, как сие произошло. Да и какое бы это было чудо, если бы мы знали? Сего не знал ни евангелист, ни сам

исцеленный» (Златоуст). Впрочем, к чему спрашивать об этом только в сем случае? Если кому-то хочется задавать вопросы, пусть спрашивает и о других сотнях и тысячах случаев исцелений Христовых. Пусть спрашивает весь мир, пусть спрашивают все века человеческой истории, как все это произошло, – они не получат никакого ответа. Сие есть тайна творческая. Даже сам апостол Павел, который был несомненно ученее и мудрее этого слепца, не смог бы объяснить, как им, Савлом, овладела слепота и как он прозрел, когда Анания во имя Христово возложил на него руки (Деян. 9: 9-12) и сделал его Павлом» (святитель Николай Сербский).

Но не то удивительно, что слепой получил зрение. Еще большее чудо заключается в том, что вместе с физическим зрением он прозрел духовно, что он уверовал в Спасителя.

После исцеления Господь спросил этого человека: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9: 35-38).

Бывший слепец стал зрячим как в физическом, так и в духовном смысле. И последнее гораздо важнее первого, ибо он увидел перед собой Богочеловека, Бога, пришедшего на землю, «чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин.3: 8), чтобы вывести людей из мрака греховного. Бывший слепец увидел Иисуса, Который есть «Свет миру» (Ин. 8: 12).

На то и пришел Спаситель в этот мир, чтобы «народ, ходящий во тьме, увидел свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссиял» (см.: Ис. 9: 2). Для того и творил Он чудеса.

Чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом, были даром Божиим, великим благодеянием страждущему человечеству, имели святой смысл, святую цель.

Господь пришел на землю и принес людям бесценный духовный дар – исцеление от греха, спасение от вечной смерти. Его жизнь и Его слова являли это миру с полной очевидностью. Однако люди настолько глубоко погрязли в духовном мраке, настолько их сердца и разум были ослеплены грехом, что слов было недостаточно, что нужно было особенное снисхождение к их болезненному состоянию: оказалось необходимым дать людям ясное свидетельство для телесных чувств, чтоб люди поняли и приняли духовные дары. Грех служит причиной всех недугов в человеке – и душевных и телесных, – служит причиной временной и вечной смерти. Господь, явив Свою власть над последствиями греха в телах человеческих, явил этим и власть Свою над грехом вообще.

Однако, как говорит святитель Игнатий Кавказский, эти чудеса были только дарами временными. В точном смысле это были только знамения вечного спасения. Воскрешенные Богочеловеком опять умерли в свое время – им даровано было только продолжение земной жизни, а не возвращена эта жизнь навсегда. Исцеленные Богочеловеком снова заболели и также умерли – здоровье возвращено им было только на срок, а не навсегда. Эти чудеса были

временными и вещественными благодеяниями в знамение благодеяний вечных и духовных. Видимые дары были раздаваемы людям, порабощенным чувственности, чтоб они уверовали в существование даров невидимых и приняли их. Знамения извлекали из пропасти неведения и чувственности, приводили к вере, а вера сообщала познание о благах вечных и внушала желание приобрести их.

Господь, как видим, совершал чудеса не для того, чтобы потешить любопытную, праздную толпу удивительными, но глупыми, бессмысленными трюками, как это делал Симон-волхв во времена апостолов (см.: Деян. 8: 9-11). Видя чудеса Спасителя, люди «удивлялись величию Божию» (Лк. 9: 43), обретали веру и радость новой благодатной жизни: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его», и «многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его» (Ин. 2: 11, 23); «все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19: 37). И бывший слепец, о котором повествует ныне Евангелие, прозрев, поверил Спасителю и поклонился Ему.

И сейчас люди хотят чуда. И чудеса совершаются. Это стремление получить чудесным образом исцеление от болезни, разрешение своих проблем понятно, но к этому надо подходить всегда осторожно, ответственно, серьезно.

Просить помощи Божией, по мысли святых отцов, можно и нужно, но только в крайней нужде, когда не имеется собственных средств, чтобы выйти из нее. При этом избрание средств к разрешению проблемы надо предоставить Богу, предавая себя Его воле и милости. Господь всегда посылает средства, полезные душе, которые доставляют нам и помощь, в которой нуждаемся, и в самой этой помощи преподают святые духовные дары, полезные для благочестивой жизни. Безбожное, горделивое сознание признает болезни страшным бедствием, а исцеление от них, особенно чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользой для души или с вредом для нее. Духовный же разум видит и в недугах, посылаемых промыслом Божиим, и в исцелениях, даруемых Божественной благодатью, милость Божию к человеку. Озаряемый Божественным светом духовный разум научает богоугодному и душеспасительному поведению в обоих случаях. Он научает, что позволительно искать и просить у Бога исцеления недуга при твердом намерении употребить возвращенное здоровье и силы на служение Богу, а не на служение греху. В противном случае чудесное исцеление послужит только к большему осуждению, привлечет большее наказание во времени и в вечности. Это засвидетельствовал Сам Господь, предупредив исцеленного расслабленного: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

А если человек не получает просимого, то надо помнить слова апостола, который объясняет: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4: 3).

Примером для подражания являются для нас все истинные угодники Божии, которые вели себя по отношению к постигавшим их скорбям с величайшим благоразумием и самоотвержением. Приходившую скорбь они встречали как свою принадлежность, веруя от всей души, что скорбь не пришла бы, если бы не была попущена Правосудным и Всеблагим Богом соответственно потребности человека. Они искали и всегда находили причину скорби в себе. Потом, если усматривали, что скорбь препятствует им совершать служение Богу, то обращались с молитвой к Богу об избавлении от скорби, предоставляя исполнение или неисполнение прошения Его воле, не настаивая на непременном исполнении своего прошения, не домогаясь настырно чуда.

Об этом нам надо знать, этому надо учиться.

Правильному настроению, правильным словам учит нас Церковь сегодняшним песнопением: «Всех Владыка и Творец, проходя, Ты обрел на пути сидевшего слепого, плакавшего и говорившего: «Не видел я в своей жизни ни солнца сияющего, ни луны, все светом озаряющей». Потому взываю к Тебе: Родившийся от Девы, чтобы все просветить, просвети меня, как Милосердный, дабы я восклицал, припадая к Тебе, Владыка Христе Боже: согрешений прощение мне даруй, по множеству милости Твоей, Единый Человеколюбец».

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Комментирование запрещено